Кавказ и Черное море сейчас и 20 лет назад: фотовыставка открывается в Доме Метенкова

Выставка «Двадцать лет спустя» откроется в четверг, 10 июля, в 18:00 в фотографическом музее «Дом Метенкова», сообщили в пресс-службе учреждения.

Выставка построена на сопоставлении исторических эпох. Фотографии были сняты на побережье Черного моря и на Кавказе в последние годы СССР и в XXI веке. Сравнивая работы фотографов старшего поколения и молодых авторов, наблюдатель невольно задается вопросом о том, как изменилась страна и как изменился язык фотографии за этот период.

Отечественная фотография конца 1980-х - начала 1990-х годов продолжала традиции классической документальной фотографии середины ХХ века. Хороший кадр отличал удачно пойманный «решающий момент». Мышление фотографа характеризовалось выбором этого момента. Чем он интересен? Героем, объектом, сюжетом, абсурдностью ситуации? Каждый новый снимок был поиском ответа. Анри Картье-Брессон говорил, что «есть два вида фотографии: один, когда люди открывают, и другой, когда они придумывают». Большинство фотографов прошлого века считали, что жизнь несравнимо богаче всего, что человек может вообразить.

В XXI века границы между «увиденным» и «придуманным» стали прозрачными. Фотография вступила в эпоху абсолютной творческой свободы. Залог успеха современного фотографа в оригинальности идеи и разнообразии приемов, в балансе между реальностью и вымыслом, жизнью и индивидуальностью автора. Поэтому в документальных фотопроектах смело используются приемы коммерческой и художественной фотографии.

Побережье Черного моря было единственным доступным советскому человеку местом отдыха на юге. Одесса, Крым, Сочи, Гагры для большинства звучали как музыка. Сергей Рогожкин двенадцать лет прожил в Одессе 1980-х годов, Никита Шохов снимал на сочинских пляжах в наши дни. Сегодня носят другую одежду и другие лица, но томная и бесшабашная атмосфера южного города осталась прежней.

Никита Шохов живет в Москве, где он стал известным и востребованным фотографом, призером престижного конкурса World Press Photo 2014. Но свой путь в фотографии Никита начинал в Екатеринбурге, как ученик Сергея Рогожкина. Эллиотт Эрвитт говорил, что для фотографа важен неподдельный интерес к проявлениям «человеческой природы и человеческой комедии». Это суждение равно справедливо в отношении Рогожкина и Шохова. Несмотря на разность стиля и приемов, им обоим присущ гротескный и одновременно романтический взгляд на человека.

В советское время Кавказ привлекал курортами и экзотикой. К вере, земле, работе, семье здесь относились по особому, традиционная культура проявлялась в повседневной жизни. Именно таким увидел Кавказ свердловский фотограф Анатолий Черей (1954-1993).

Новейшая история Кавказа - это история гражданских войн и межнациональных конфликтов. В фотографиях Ивана Клейменова «Нагорный Карабах» и Дениса Тарасова «Абхазия» есть и прекрасная природа, и древняя культура, и простота нравов, но тень недавней войны, ее незажившие раны читаются едва ли не в каждой работе. Войны легко начинаются, однако их последствия дают знать о себе десятилетия спустя.
 

© ООО «Экспо66.ру» www.expo66.ru

Предложения по работе сайта info@expo66.ru

Разработка сайта: web-студия S3kaza

 
 

Размещение рекламы на сайте

e-mail: info@expo66.ru

тел. (343) 253-77-50