Пример Астаны: что ждет Екатеринбург в случае проведения «ЭКСПО-2025»?

Решение будет принято на генассамблее членов Международного бюро выставок. Россия имеет все шансы одержать победу в заявочной кампании на право проведения «ЭКСПО-2025», и Казахстан будет болеть за Екатеринбург. Об этом заявил генеральный комиссар всемирной выставки, завершившейся на днях в Астане, Рапиль Жошыбаев.

Международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017» проходила в столице Республики Казахстан с 10 июня по 10 сентября 2017 года, ее тема - «Энергия будущего». Это первое «ЭКСПО», организованное на постсоветском пространстве, и Россия хотела бы эстафету подхватить: она уже второй раз участвует в заявочной кампании на право принимать универсальную всемирную выставку, местом ее проведения выбран Екатеринбург, заявленная тема - «Меняя мир: инклюзивные инновации для наших детей и будущих поколений». В прошлый раз уральская столица уступила первенство Дубаю, где «ЭКСПО» пройдет в 2020-м. Теперь конкуренты не менее серьезные: Париж, Осака и Баку.

Представители Екатеринбурга и региональной власти активно работали на выставке в Астане, где, в частности, прошла неделя Среднего Урала в российском павильоне. По их мнению, опыт соседней республики и в плане продвижения заявки, и в части организации самого мероприятия очень пригодится уральской столице.

Как убедить МБВ?

Решение о месте проведения «ЭКСПО-2025» будет принято на генассамблее членов Международного бюро выставок (МБВ) в ноябре 2018 года. Какие аргументы потребуются Екатеринбургу, чтобы победить соперников?

«Прежде всего, нужна идея выставки. Нам повезло: мы очень удачно ее выбрали. Необходимо уловить, что будет в тренде в те годы, когда вы планируете проводить «ЭКСПО», - отвечает на вопрос корреспондента «РГ» директор департамента PR национальной компании (НК) «Астана ЭКСПО-2017» Сергей Куянов. - Кроме того, эту идею нужно будет достойно реализовать. И дать понять миру и секретариату МБВ, что вы готовы осуществить ее именно так, как это нужно миру - не Екатеринбургу или России, а именно миру».

По мнению первого вице-премьера Казахстана Аскара Мамина, главное условие для победы - чтобы проведение выставки стало общенациональным проектом, в котором участвуют все - и власти, и бизнес, и рядовые граждане. Судя по всему, Казахстану это удалось: за три месяца «ЭКСПО» посетили почти четыре миллиона человек (прогнозировали в два раза меньше), в том числе порядка 500 тысяч зарубежных туристов.

То есть основная масса - три с половиной миллиона - это жители РК. Организаторы не скрывают: идею в обществе приняли не сразу, преодолеть изначальный скепсис, убедить казахстанцев в необходимости реализации этого сложного и недешевого проекта было непросто. Не знаю, как в первые дни, когда некоторые зарубежные СМИ язвительно сообщали, что на выставке довольно безлюдно, но в сентябре там было не протолкнуться. Очереди стояли на всех входах, у многих павильонов, в том числе и у российского, который, к слову, впервые за всю историю «ЭКСПО» завоевал золотую медаль в номинации «Дизайн выставки».

Национальный павильон Казахстана «Нур Алем», гигантскую сферу высотой в восемь этажей, посетили 1,3 миллиона человек. Люди совершенно разные и, по ощущению, приезжали они со всей республики: солидные мужчины в дорогих костюмах, группы школьников, молодые пары с грудными детьми, аксакалы в национальных одеждах, беременные, инвалиды-колясочники… Идея достойно представить свою страну на мировой арене захватила массовое сознание, а посещение выставки продолжило его менять.

«Мы показали людям возможности: молодежь увидела, чем живет мир, как зарабатывает, где он будет через несколько лет, и поняла, что от этого процесса нельзя отставать. На мой взгляд, в идее «ЭКСПО» именно это самое ценное», - рассуждает Сергей Куянов.

Зона лучшей практики

«Опыт Астаны для нас очень ценен, я почерпнул здесь много идей. Ведь каждая последующая выставка должна быть лучше предыдущей, - заявил заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович. - Астана показала всему миру прекрасную организацию, здесь компактно и эффективно выстроенная территория».

Она действительно небольшая - 174 гектара (для сравнения: Екатеринбург зарезервировал под «ЭКСПО-2025» 660 гектаров). По внешнему контуру собственно выставочной площадки разместились 14 просторных павильонов, в которых представили экспозиции 115 стран и 22 международных организации, амфитеатр, детский развлекательный парк. Внутри круга - тематические и коммерческие павильоны, зона лучших практик, десятки ресторанов, продуманное и спланированное с учетом климатических условий пространство для отдыха гостей. Сразу за периметром - Expo Village, жилой микрорайон, построенный специально для участников выставки, в непосредственной близости - громадный торгово-развлекательный центр, конгресс-центр, обширные парковки, скверы, фонтаны, остановки общественного транспорта… Все это обогатит городскую среду.

Мы показали людям возможности: молодежь увидела, чем живет мир, как зарабатывает, где он будет через несколько лет, и поняла, что от этого процесса нельзя отставать.

Кстати, согласно философии «ЭКСПО», МБВ отдает преимущество тому городу, который по итогам выставки сможет извлечь максимальные дивиденды для будущего развития. И Екатеринбург должен это учитывать.

«Более 1400 предприятий малого и среднего бизнеса получили заказы на сумму 640 миллиардов тенге. Заметно оживился туристический сектор Казахстана - спрос на услуги туроператоров повысился в 1,8 раза. Количество субъектов предпринимательства в Астане увеличилось более чем на 10 процентов. Налоги в бюджет столицы от сферы услуг возросли в 1,2 раза», - перечислил и другие вполне осязаемые плюсы от «ЭКСПО» президент РК Нурсултан Назарбаев на церемонии закрытия выставки.

Наследие «ЭКСПО»

Немалые затраты на проведение «ЭКСПО» (цифры называются разные, остановимся на той, что сообщил сам президент - три миллиарда долларов) в Казахстане надеются окупить за счет эффективного использования созданной инфраструктуры и реализации инвестпроектов, о которых было заявлено в ходе выставки. Кроме того, как сообщил журналистам первый заместитель председателя правления НК Алишер Пирметов, акцент сразу был сделан на снижении нагрузки на бюджет за счет активного привлечения частных инвестиций - их объем оценивается примерно в 40 миллиардов тенге (116 миллионов долларов). Например, Expo Village, переданная «Астана ЭКСПО-2017» на один год, вернется в распоряжение застройщика, национальной компании «Байтерек», которая выставит квартиры на рынок.

Аркадий Дворкович подчеркнул: важно, что власти Казахстана изначально продумали, как после завершения выставки использовать инфраструктуру. Планируется, что часть павильонов будет по-прежнему задействована для проведения выставок, в двух из них разместится международный финансовый центр, «Нур Алем» станет музеем энергетики, здесь же заработает образовательный центр, главной задачей которого будет профориентация школьников. Кроме того, появятся центр IT-стартапов и международный хаб по развитию зеленых технологий. Запуск этих проектов станет новой задачей национальной компании.

Что же касается содержательного «наследства» выставки, оно тоже обещает быть богатым. По словам Алишера Пирметова, было представлено более 150 проектов в сфере альтернативной энергетики. Правительство рекомендовало их изучить и адаптировать к работе в Казахстане. По некоторым из них уже заключены международные соглашения, например, о проведении исследований в области ядерной энергетики на экспериментальной установке «Токамак», о расширении первой в Казахстане солнечной электростанции и другом.

Но главный эффект все же дадут не международные сделки, а «цепная реакция», запущенная с помощью «ЭКСПО» в самой республике. Еще на стадии подготовки к выставке нацкомпания проводила конкурс «Энергия будущего» среди инноваторов. За три месяца от казахстанцев поступило более 200 заявок на изобретения, и, судя по всему, этот процесс с окончанием выставки не остановится.

«Одна из целей, которую преследовал президент Казахстана, когда возникла идея проведения «ЭКСПО», - разбудить сознание людей в том смысле, что зарабатывать можно, не только добывая полезные ископаемые или перепродавая китайский ширпотреб. Сейчас весь мир зарабатывает на высоких технологиях. И Казахстан должен пойти по этому пути», - резюмирует Сергей Куянов.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев:

Изучение наработок соседей, а также опыт, накопленный нами в ходе проведения различных крупных международных выставочных мероприятий, помогут нам в успешном продвижении нашей заявки на «ЭКСПО-2025». С момента участия в предыдущей заявочной кампании прошло достаточно много времени, и мы использовали его для наращивания своих конкурентных преимуществ. Область закрепила за собой проведение Российско-Китайского ЭКСПО, ряда отраслевых выставок по самому широкому спектру направлений. Совсем скоро, в 2018 году, международное сообщество сможет убедиться в нашем гостеприимстве при проведении чемпионата мира по футболу. Самое главное: мы научились трансформировать инновационные идеи в осязаемые проекты, повышающие качество жизни людей. Урал освоил новые компетенции в промышленности, информационных технологиях, организации работы городского транспорта. Поэтому наша заявка на «ЭКСПО-2025» не повторение пройденного, это абсолютно новый проект, который имеет хорошие шансы на успех.

Текст: Юлия Санатина («Российская газета»)

Выставки и конгрессы

Творчество, фестивали

13.08.2017 - 04.12.2017
Место проведения:
Екатеринбург
17.08.2017 - 17.01.2018
Место проведения:
Екатеринбург

Спортивные события

08.06.2018 - 08.07.2018
Место проведения:
Екатеринбург

Праздники и ярмарки

25.10.2017 - 29.10.2017
Место проведения:
Екатеринбург
01.12.2018
Место проведения:
Екатеринбург

© ООО «Экспо66.ру» www.expo66.ru

Предложения по работе сайта info@expo66.ru

Разработка сайта: web-студия S3kaza

 
 

Размещение рекламы на сайте

e-mail: ten@expo66.ru

тел. (343) 253-77-50